Очень многие православные, когда дело касается их шкуры, или шкуры детёныша, или, не дай Бог, внучка, пойдут не только к представителю другой религии, а пойдут просто к дьяволу за помощью: пойдут к бабке, к экстрасенсу, к цыганке – к кому угодно, лишь бы кто-то что-то обещал обязательно. Потом придёт: «Ой, батюшка, согрешила, ну как же, вот ребёнок болеет, я пошла к дьяволу, чтоб он мне помог». Какая от дьявола может быть помощь? Только порча. Другой вообще не бывает. Так не бывает, чтоб дьявол кому-то помог. Даже если дьявол очень захочет помочь, он не сможет. Дьявол не может сотворить добро. Но человеку обратиться к дьяволу, как к более родному существу, чем к Богу, сподручней. Потому что вся жизнь проникнута изменой, обманом, враньём, клеветой, сплетнями, недоброжелательностью к другому, завистью, ненавистью, ревностью – это всё дьявольское, всё моё, родненькое.
Поэтому человек так охотно к этому обращается. Так-то на вид он православный. Этот законник тоже и закон знает – что можно, что нельзя. И такого не бывает, чтоб каждый, кто шёл к дьяволу, не знал бы, куда он идёт. Он обязательно знает. А потом придёт покается. Это он думает, что он кается. А на самом деле просто называет: «Я вот там был». Ну был, а моё какое дело? Моего дела никакого. А Христос сказал: возлюби Бога (Мф. 22, 37). А как человек, возлюбивший Бога, может обращаться к дьяволу? Значит, никакой любви к Богу нет, это всё такая фикция, форма, Богу даётся только то, что без усилий. Много ли надо физических сил, чтоб свечку поставить? Много ли надо сил, чтоб записку написать? И вот, человек и носит записки – туда принёс, сюда принёс – потому что усилий нет никаких. Никакой любви от человека, если он приносит записку или свечку, не требуется. Потому что любовь не в кошельке находится, а в сердце. Вот в чём дело. А вот это, к сожалению, человек не понимает.
Протоиерей Димитрий Смирнов